суббота, 9 февраля 2013 г.

сочинение по кубановедению казаки некрасовцы наказание

224.95 Kb.Название Дата22.03.2012Размер224.95 Kb.Тип Содержание Смотрите также: Государственное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования для детей 350000 г. Краснодар, ул. Красная,76 тел./факс 259-84-01 E-mail: cdodd@mail.ru КРАЕВЫЕ ЗАОЧНЫЕ КУРСЫ «ЮНИОР»Кубановедение 7 класс работа 1, 2011-2012 учебный год Тема: Западные адыги: общественное устройство, экономика, быт. Сопротивление крымско-турецкой агрессии и обращение за покровительством к России. Завоевание турками-османами Северо-Восточного Причерноморья в последней четверти XV в. первой половине XVI в. стало наиболее существенным фактором не только внутреннего развития адыгских этнических групп, но и их международного положения. В этническом отношении адыги не составляли тогда единого целого, четко подразделялись на две группы: западные (адыге или черкесы) и восточные (кабардинцы). Западные адыги делились в свою очередь на так называемые племена, в том числе на]ту]хай]цев, шапсу]гов, абадзехов, бжедугов, жанеевцев, ха]ту]каевцев, бес]ле]не]]]ев]цев, темиргоевцев и т.д. По авторитетному мнению Е.Н. Ку]ше]]вой, все они, в том числе «вольные черкесы» (абад]зе]хи, шапсуги) сформировались в XVI XVII вв. При]]кубанс]кие адыги, например, в XVI XVII вв. проживали на тер]ритории от Тамани до бассейна Ла]бы, включавшей в себя плодородные равнины, предгорья и лесистые горы. Бли]жай]шими к Крымскому ханству племенами, наиболее стра]дав]шими от на]бе]гов татар, являлись жанеевцы и хатукайцы, про]живавшие в ни]зовьях Кубани. Юж]ная граница расселения адыгов доходила некогда до рай]о]на современного Туапсе. В последней четверти XV в. первой половине XVI в. ады]ги жи]ли в Приазовье, уйдя затем оттуда под давлением ногайцев и ха]нов на юг. На]ко]нец, в верхнем течении Терека и Сунжи лежали крайние адыг]ские земли на вос]то]ке. Ближайшим к Кабарде адыгским племенем с запада яв]ля]лись бесленеевцы, за]ни]мавшие бассейн Лабы. Граница между Западной Чер]ке]си]ей и Кабардой про]хо]дила приблизительно от Эльбруса на север к верховьям Ку]мы и Подкумки. Политическое устройство черкесов от]]ли]чалось сочетанием сохраняв]ших]ся эле]мен]тов общинного управления и влас]ти с элементами управле]ния раннефео]даль]]но]го типа. Имевшие место в полити]чес]]]ком развитии ады]гов различия обус]ло]ви]ли деление их на две группы с условн]ыми назва]ниями «демократические» и «ари]с]то]кратические» племена. Племена пер]]вой группы (шапсуги, натухайцы, абад]]зе]хи) уп]равлялись народными собра]ни]ями, где решающую роль играли пред]ста]ви]тели знатных родов. Фор]ми]]рование княжеской власти задержалось у них из-за политики Крымского хан]ст]ва, направленной на разжигание раздоров между представители родопле]мен]ной знати. В племенах второй группы (бже]ду]ги, жа]неевцы, темиргоевцы, аба]зины) вся полнота власти принадлежала князь]ям (пши), крупнейшим владель]цам земли и скота. Вековая политическая разоб]щен]]ность адыгов была на руку крымским и турецким захватчикам, раз]жигавшим междоусобную борьбу под видом оказания «покрови]тельст]ва» и «по]мощи». Такая по]литика дорого об]хо]]ди]лась адыгам, которые еже]год]но были вы]]нуж]дены от]прав]лять в Крым по]зор]ную дань двести деву]шек и сто юношей не старше 20 лет. Знатные адыги, писали европейские путешественники, род]нят]ся лишь с бла]го]родными и равными себе лицами, тщательно избегая при этом уро]]на своему зва]нию. О высоком положении знати убедительно свиде]тельст]ву]ют фак]]]ты родст]вен]ных связей ее предста]ви]телей с феодальными домами Кав]ка]за, Тур]]ции и Кры]ма. Следующее место в социальной иерархии черкесов зани]ма]ли уз]дени или уорки дворяне, причем дворянство являлось родовым. Большую часть адыгско]го общества составляли свободные крестьяне-общинники тфо]кот]]]ли. Наиболее же бесправная группа населения была представлена ра]ба]ми уна]у]тами, труд ко]то]рых применялся главным образом в домаш]нем хо]зяйст]]ве. У западных адыгов сох]ранялись многие пережитки патри]ар]хально-родового строя кровная месть, куначество, аталычество и т.п. Адыги явля]лись осед]]лым населением. «Ни городов, ни места, укрепленного сте]нами, у них нет, а живут адыги в деревнях», писал Д. Ин]]териано (XV в.). Д. Лук]]]ка (XVII в.) оста]вил ин]тересное описание местных деревень: «Что же каса]ет]ся их жилищ, то пос]лед]]ние состоят из двух рядов кольев, воткнутых в землю, меж]ду кольями вплета]ют вет]ки; наполняют промежуток глиной и кроют соло]мой Деревни распо]ло]же]ны в густых лесах. Они окружают их сплетенными в од]]но с другими де]ревь]]я]ми, что]бы затруднить въезд татарской конницы. Черке]сы часто с пос]ледней сра]]жа]ют]]]]ся, так как не проходит года, в который бы татары, прив]]]лекаемые кра]со]]тою ра]бов из этого народа, не произвели на их стра]ну ка]ко]го-нибудь набега». Эти поселения («кабаки») не были постоян]ны]ми, жители час]]то переходили на новые места. По мнению А.М. Нек]]]]ра]сова, эта под]виж]]ность, однако, не имела ничего общего с кочевничеством. Вы]зывалась она главным об]разом по]ли]тическими причинами угрозой вторжения со стороны внутрен]них и внеш]них врагов, а вовсе не зависела от нужд земледелия и скотоводства. Дол]]гое время ады]ги исповедовали православие, но уже в XVI в. доминиканец Д. Лук]]ка писал: «Одни из них магометане.., другие следу]ют гре]чес]кому обряду, но последних больше». Впро]чем, отмечали авто]ры, на деле адыги плохо были знакомы с веро]уче]нием, сох]ра]няя во многом при]вер]женность языческим обрядам. Из]вестны без]бо]]лез]ненные случаи пере]хо]да черкесов из православия в католичество (Д. Лук]ка). Весьма медленно про]ни]кало в адыгскую среду мусульманство (ислам). Этот про]цесс теснейшим образом связан с усилением крымско-османского присутст]вия в регионе. Пер]вы]]]ми признали новое вероучение адыгские князья, рассчиты]вав]]]шие на мате]риаль]ные выгоды от союза с мусульманским Крымом и Тур]ци]ей. Медленное утверждение ислама в среде простого народа убедительно сви]де]]тельст]вует об упорном его сопротивле]нии крымско-турецким захват]чи]]кам. На]ибо]лее важное место в хозяйственной жизни адыгов занимали ско]то]вод]ство и земледелие, пахотное на равнине и мотыжное в горах. Преобладали по]се]вы про]са, для скота сеяли ячмень. С удовольствием и уме]нием выращивались ого]родные культуры перец, чеснок, тыква, огурцы. Скотоводство носило не ко]че]вой, а отгонный ха]]рактер. Разводили круп]ный рогатый скот, коз, овец, лоша]дей. В за]]висимости от его коли]чества определялась степень состоятельности че]ло]века. Э. Че]]леби (XVII в.) недаром пишет, что «богатые» у адыгов это люди, вла]]]деющие скотом. Важ]ную роль играло рыболовство, подсобными занятиями яв]]]лялись пче]ло]водст]во, охота, садоводство. Развитым было домашнее ремесло об]]работка шерсти, ко]жи, дерева, шитье одежды; выделились в ремесло неко]то]рые отрасли метал]лооб]работки, в том числе изготовление оружия. Торговля носила ме]но]]вой характер, причем внутреннего обмена почти не было в силу господства на]]турального хозяйства. Денежное обращение также отсутствовало и, как пи]сал Д. Интериано, сделки совершались «на бокассины, т.е. куски по]лотна на ру]ба]ху».

Западные адыги: общественное устройство, экономика, быт

Западные адыги: общественное устройство, экономика, быт

Комментариев нет:

Отправить комментарий