История Формулы 1 Авто и СпортФорум об автомобилях и автоспорте :: :: Страница 1 из 1 • • автор Dark Side в Пт 19 Сен - 18:20Первое десятилетиеРегламент Формулы-1 постоянно меняется, а в ближайшие несколько лет может измениться радикально. Но в этом нет ничего удивительного. Ведь вся история Формулы-1 ЂЂЂ это история изменения правил, история борьбы конструкторов против составителей регламента из FIA. Мы решили проследить ее по десятилетиям ЂЂЂ начиная с возникновения Формулы-1 как чемпионата мира в 1950 году и до наших дней. Первый материал ЂЂЂ о периоде 1950ЂЂЂ1960 годов.Интересно: когда анализируешь историю возникновения первого регламента Ф-1, выясняется, что технические правила стали результатомЂЂЂ оскорбленного национального самолюбия!Если в 1931ЂЂЂ1933 годах в европейских гонках (Формулы-1 тогда еще не было) сильнее всех были итальянцы, то затем тотальное господство завоевали две немецкие фирмы ЂЂЂ Auto-Union и Mercedes. Довоенными чемпионами Европы становились немцы Ханс Штук, Рудольф Каррачиола, Берндт Роземайер, Герман Ланг. Даже великий Тацио Нуволари ничего не мог противопоставить «тевтонскому нашествию» ЂЂЂ и в конце концов изменил марке Alfa Romeo, перейдя в Auto-Union.Гран При Франции 1955 года, впереди ЂЂЂ Хуан-Мануэль Фанхио (Mercedes ЂЂЂ18 )Пока в чемпионате Европы господствовали машины со свастиками на задних обтекателях, итальянские команды хотели побеждать хоть где-нибудь. Они-то через свой национальный автоклуб и изменили правила популярнейшего Гран При Триполи, в 1939 году узаконив для него полуторалитровый объем двигателей. Таких машин в Германии не было (в 1938ЂЂЂ1939 годах в чемпионате Европы участвовали машины с трехлитровыми компрессорными моторами либо с двигателями без наддува объемом 4,5 л). Однако никто не ожидал, что Mercedes сумеет за полгода подготовить «маленькие» болиды, которые окажутся на трассе быстрее всех!Стирлинг Мосс лидирует на автомобиле Vanwall на Гран При Великобритании 1957 года. Vanwall завоевал первый Кубок конструкторов, который стал разыгрываться с 1958 годаПосле войны в Италии еще остались полуторалитровые машины, в то время как все немецкие сгинули. Правда, Ауто-Унионы по личному распоряжению Василия Сталина были вывезены в СССР, но специалисты советской гоночной команды ВВС так и не смогли найти общий язык с капризной трофейной техникой. Таким образом, оставалось объявить «маленькую» полуторалитровую формулу главной, и у итальянцев фактически не оказывалось конкурентов!Решение разыгрывать личный чемпионат мира в классе Формула-1 было принято на конгрессе FIA в 1949 году по инициативе национального автоклуба Италии. Первый технический регламент Формулы-1 (которую тогда порой называли Формулой-А) был весьма либерален ЂЂЂ позволялось все! Ограничивался только объем двигателя: 1,5 литра с наддувом или 4,5 литра без наддува.Самые харизматичные менеджеры пятидесятых: «коммендаторе» Энцо Феррари (вверху) и Альфред Нойбауэр (Mercedes)Интересно, что для того, чтобы считаться мировым первенством, Формула-1 должна была проходить и в Америке. А за океаном в то время гонялись болиды с трехлитровыми компрессорными моторами ЂЂЂ как и в довоенной Европе. Но это не стало препятствием для FIA. Дело в том, что знаменитую американскую гонку Инди-500 включили в чемпионат Формулы-1 номинально, «для галочки» ЂЂЂ выезжать куда-либо за пределы разоренной войной Европы у тогдашних гонщиков просто не было возможности! А американцы не приезжали в Европу. Но это никого не смутило ЂЂЂ прошедший в 1950 году чемпионат, будучи по сути европейским, тем не менее назывался мировым.Лучшими, естественно, были итальянцы. Фирма Alfa Romeo, когда-то пользовавшаяся услугами команды Энцо Феррари, теперь создала собственную «конюшню». И какую! «Три великих Ф», то есть Джузеппе Фарина, Хуан-Мануэль Фанхио и Луиджи Фаджиоли, заняли три первых места в чемпионате мира. Они выступали на Alfa Romeo 158 довоенной разработки (фактически спроектированной в 1937 году), ласково прозванной «Альфеттой». Французские и английские машины, а также Maserati и Ferrari, были гораздо слабее.Машины, выходившие на старт первых чемпионатов мира, были все как одна консервативны по своей конструкции. Трубчатая пространственная рама, переднее расположение двигателя, узкие шиныЂЂЂ Главным фактором была мощность двигателя ЂЂЂ и именно над моторами команды в то время в основном и работали. На Alfa Romeo стояла рядная «восьмерка» с компрессором, которая развивала сперва 350 сил, потом (Alfa 159 1951 года) 404 силы, а затем ЂЂЂ и все 425 л.с. Правда, расход топлива рос пропорционально мощности ЂЂЂ и в ходе гонки Альфам приходилось дозаправляться два-три раза, тогда как соперникам хватало одного пит-стопа. Тем не менее в 1951 году Alfa 159 обеспечила чемпионский титул Хуану-Мануэлю Фанхио, после чего фирма Alfa Romeo решила свернуть свою гоночную программу.Гонки в начале пятидесятых продолжались до трех часов, управление машинами требовало от пилота физической силы и выносливости. Кроме того, необходимым качеством было бесстрашие ЂЂЂ о пассивной безопасности тогда и не думалиУход Альфы чуть не похоронил новорожденный чемпионат мира! По сути дела, в Формуле-1 почти не осталось нормальных машин, помимо Ferrari и Maserati. Довоенный хлам постепенно приходил в негодность, а создавать новые конструкции было дорого. Что же оставалось делать Международной автомобильной федерации? От Формулы-1 пришлось отказаться вообще: следующие два года в чемпионате мира выступали более дешевые машины тогдашней Формулы-2 (разумеется, сейчас эти сезоны тоже входят в статистику Формулы-1). Это были скромные автомобили с двухлитровыми атмосферными или 500-кубовыми наддувными моторами.Лучшими все равно были пилоты на Ferrari, которым иногда составляли конкуренцию гонщики на Maserati. Фирма из Маранелло выставила простую и надежную машину Ferrari 500 с двухлитровой «четверкой», которая победила в 14 из 15 гонок чемпионатов 1952ЂЂЂ1953 годов! Чемпионом два раза подряд становился итальянец Альберто Аскари. Но новые, более «бюджетные» правила чемпионата вызвали небывалый энтузиазм небольших команд, прежде всего английских. В 1952 году в Формуле-2 участвовало более 70 гонщиков! Вводя Формулу-2 в качестве главной, чиновники FIA заранее уведомили всех, что это ненадолго. К дебюту новой Формулы-1 готовились заранее. И тем не менее к старту чемпионата 1954 года не успел Mercedes. В первых гонках лучше других смотрелись Maserati 250F и Ferrari 625 (модернизированная прошлогодняя модель 500 с двигателем увеличенного объема). Но когда «серебряные стрелы» все же вышли на старт, они победили в первой же гонкеЂЂЂНовый регламент разрешал моторы объемом 2,5 литра без нагнетателя (такие и использовались чаще всего) и 0,75 литра с компрессором. Этим техническим требованиям суждено было действовать до конца десятилетия. Габаритные размеры машины, ее масса и прочие параметры по-прежнему не регламентировались. Последнее обстоятельство позволило команде Mercedes выставлять на гонки машины, колеса которых были закрыты обтекателями. Впрочем, Mercedes модели W196 был, пожалуй, первой машиной Формулы-1, при работе над которой создатели думали не только о мощности двигателя, но и об иных аспектах конструкции ЂЂЂ в частности, об аэродинамике. Кроме того, сама по себе организация гоночной команды Mercedes была на голову совершеннее, чем у соперников. Творец предвоенных побед «серебряных стрел» Альфред Нойбауэр был, несомненно, лучшим автогоночным менеджером своего времени. Грузный человек, в любую погоду облаченный в шляпу и плащ, установил в команде железную дисциплину, которая и не снилась беспечным итальянцам. Приличное финансирование, технологические исследования, тесты и даже специально построенные скоростные автомобили-трейлеры для доставки машин на гонки ЂЂЂ всем остальным в те годы об этом приходилось лишь мечтать!Хуан-Мануэль Фанхио, чутко улавливавший техническую конъюнктуру, тут же пересел с Maserati, на которой начинал сезон, в Mercedes. За это дальновидный аргентинец был вознагражден своим вторым чемпионским титулом, а в 1955 году ЂЂЂ третьим. Но после ужасной трагедии в Ле-Мане 1955 года, когда Mercedes французского гонщика Пьера Левега улетел на трибуны, унеся с собой 80 жизней, немецкая фирма надолго покинула автоспортЂЂЂВ личном зачете ничего не изменилось. Лучшим по-прежнему был Фанхио: в 1956 году на Ferrari, а в 1957-м ЂЂЂ на Maserati. Однако за спиной непобедимого титана положение дел менялось ЂЂЂ заявлять о себе стали британские команды. Англичанин Стирлинг Мосс, дважды становившийся вторым в чемпионате на немецкой и итальянской машинах, в 1957 году принес второе место британской марке Vanwall.Вскоре после начала чемпионата 1958 года непобедимый Фанхио решил, что пришло время завершить спортивную карьеру ЂЂЂ и за вакантное место короля Формулы-1 вспыхнула ожесточенная схватка. Первенство 1958 года вошло в историю как великое противоборство настоящих джентльменов ЂЂЂ Майка Хоторна на Ferrari и Стирлинга Мосса, выступавшего на автомобилях Vanwall и Cooper. Увы, Моссу четвертый раз подряд досталось второе место. Немалую роль в его поражении сыграло решение FIA об изменении состава применяемого в гонках топлива ЂЂЂ Vanwall теперь ехал хуже. Первоначально правила не регламентировали состав горючего, и в баки заливали ядовитую «адскую смесь», состоявшую из метанола, бензола, авиационного керосина, ацетона и различных присадок. С 1958 года федерация решила, что ради спонсорской поддержки производителей топлива стоит использовать бензин. Теперь было разрешено применять только авиационный бензин с октановым числом от 100 до 130.Конец пятидесятых ознаменовался победой Джека Брэбхема ЂЂЂ впервые на английской машине Cooper T51 с двигателем Coventry Climax. Отец и сын Куперы предвосхитили следующую эпоху гоночного автостроения ЂЂЂ на их машине двигатель был установлен позади гонщикаЂЂЂDark SideУчастник Количество сообщений: 253Возраст: 26Географическое положение: РФ, МОДата регистрации: 2008-08-14 автор Dark Side в Пт 19 Сен - 18:21Гонки десятилетия1958, Гран При Португалии Гран При вошел в историю как торжество джентльменства в автоспорте. В гонке, проходившей по улицам Порто, чуть не дисквалифицировали Майка Хоторна за то, что после разворота машины он якобы был вынужден стартовать против направления движения. Телетрансляций тогда не было, и судьи занялись опросом очевидцев происшествия. И Стирлинг Мосс, главный свидетель, «прикрыл» соперника ЂЂЂ уверил судей в том, что Хоторн толкал заглохший автомобиль по обочине и правил не нарушал. И за этоЂЂЂ Мосс лишился чемпионского титула ЂЂЂ благодаря подтвержденному второму месту в Порто Майк получил шесть очков и на финише чемпионата опередил Стирлинга всего на очко. А Мосс так никогда и не стал чемпионом мира... Майк Хоторн (слева) и Стирлинг Мосс1954, Гран При ФранцииВ Реймсе в большой автоспорт вернулся Mercedes, доминировавший до войны. Кроме того, именно в этой гонке, по сути дела, родился профессиональный автоспорт в его нынешнем понимании ЂЂЂ за Mercedes выступал знаменитый Хуан-Мануэль Фанхио, только что подписавший с командой невиданный по тем временам контракт на 100 тысяч долларов. Mercedes привез в Реймс три машины W196, а компанию Фанхио составили два немецких пилота. Однако один из них, Ханс Херманн, показав лучшее время на круге, до финиша не добрался из-за неприятностей с мотором.
Комментариев нет:
Отправить комментарий